Расскажем о том, что такое склик и как он устроен. Как определить направленную против вашей рекламы мошенническую активность, и как помешать ей «слить» ваш бюджет.
«Скликаю весь бюджет вашего конкурента» (с)
«Настрою так, что не будет склика» (с)
«Знаю секретные методики склика и защиты от него» (с)
Знакомо? Подобными предложениями полон рынок контекстной рекламы. Давайте разберемся, предлагают они воздух или жизненно необходимую услугу.
Так что такое склик?
Склик — это скопление недействительного трафика, то есть кликов, которые связаны не с интересом пользователя и потенциальной покупкой товара, а изначально являются либо ошибочными, либо генерируются обманным путем. Рекламные площадки серьезно относятся к безопасности, потому разработали сложные и многоступенчатые системы защиты, например, свою Яндекс описывает в Помощи.
Тем не менее, на каждую отлаженную систему найдётся тот, кто желает её взломать. Защита от склика не исключение — множество специалистов на рынке рекламы уверяют, что владеют уникальными методиками, позволяющими защищаться от склика или наоборот, провоцировать его. Причем рынок этот настолько широк и маржинален, что на нём есть и целые агентства соответствующего профиля.
Давайте же разберёмся, в чём выгода таких предпринимателей, как устроен рынок, и как в этой ситуации действовать нам.
Как устроена система защиты от склика
Яндекс довольно неплохо описывает в Помощи принцип работы системы. Каждый клик оценивается в режиме реального времени, и признаётся действительным или нет. Делается это на основании десятков изменяемых и постоянно дополняемых параметров. Например, анализируются паттерны поведения, свойства и параметры клика, события до и после клика.
Более того, эти параметры оцениваются и спустя время: клик может быть признанным недействительным через несколько дней после его совершения. Конечно, эти параметры не разглашаются, ведь если они станут известны, станет проще их обмануть. Деньги за недействительные клики автоматически возвращаются на счёт вашего рекламного аккаунта.
Предложение 1: “Скликаю весь бюджет вашего конкурента”
Это предложение о покупке кота в мешке. Вы не сможете проверить, получилось ли у вашего подрядчика выполнить работы, а потому не можете быть уверены, что платите за реальный результат, а не воздух.
Или можете? Возможно, у вас есть временный доступ к аккаунту конкурента или вы можете узнать у него косвенным образом, был ли всплеск трафика в его рекламе? Да, в этом случае вы действительно получите информацию о том, получилось ли провести атаку. Но даже это не панацея, ведь клик может быть признан недействительным спустя некоторое время, и деньги будут возвращены на аккаунт вашей жертвы.
Итого: Выгоднее платить за те работы, результат которых может быть измерен в деньгах. Платите за качественную рекламу умелому подрядчику, и результат не заставит себя ждать.
Предложение 3: “Настрою так, что склика не будет”
В целом, это предложение не лишено правды. Действительно, рекламную кампанию можно настроить так, что склика по ней не будет. Как это сделать? Как угодно.
Система защиты от склика сработает в любом случае, хорошо настроена ваша реклама или плохо.
Итого: Продавец подобной услуги не обманывает вас. В вашей рекламе действительно не будет склика. Впрочем, если вы заплатите не ему, а более добросовестному подрядчику (или даже сделаете рекламу самостоятельно), склика по вашей рекламе не будет всё равно.
Предложение 2: “Знаю секретные методики склика и защиты от него”
Шаманизм, защита от сглаза. Есть множество необычных явлений, которые ничем не доказаны, но при этом могут вызывать сомнения, ведь в них, возможно, действительно есть какое-то скрытое знание, что-то неизвестное нам, простым смертным.
Если же мы говорим о таком созданном руками человека инструменте как реклама, стоит понимать несколько вещей:
- Рекламная система — это набор исходного кода и чётких алгоритмов.
- Все инструменты регулировки находятся в руках разработчиков. Они знают и контролируют каждый из них.
- Доступные простому пользователю инструменты едины для всех. Это значит, что набор “галочек” и настроек одинаков для всех агентств рынка.
Здесь можно возразить, что предлагающие подобные услуги специалисты или агентства обладают уникальными знаниями о недоступных никому интерфейсах. У меня есть набор аргументов, почему это не более чем домыслы:
- О существовании подобных скрытых интерфейсов было бы известно всему рекламному рынку. Крупные агентства, а не одиночки фрилансеры, предлагали бы подобную услугу.
- Все игроки рынка, в том числе сами рекламные площадки, были бы дискредитированы. Фактически, наличие подобного скрытого инструмента означало бы финансовое мошенничество со стороны площадки и отсутствие безопасности вложений части рекламодателей.
- Несколько лет я работала в Яндексе в коммерческом Департаменте плечом к плечу с разработчиками сервиса. Имея дело с большим количеством скрытых инструментов, я, тем не менее, ни разу ни у себя, ни у смежных отделов или подчинённых мне сотрудников, не сталкивалась с чем-то, имеющим схожие функции.
И тому есть простое объяснение: это не нужно по вышеописанным причинам и невозможно по причинам, которые я опишу дальше.
Значит, склик невозможен?
И снова нет. Настоящий склик встречается не так часто — обычно всплески трафика объясняются вполне органическими и логичными причинами. Но всё же склик возможен: существуют десятки способов обмана системы. Они в разной степени эффективны, часть из них легко блокируются, но всё же иногда защиту удаётся пробить, и на этот случай важно быть подготовленными.
Как понять, что вас скликали и как защититься
Главное правило простое — предупреждён и внимателен, значит вооружён. Если вы сможете определить склик и сообщите об этом в Службу поддержки рекламной площадки, они не только вернут вам деньги за недействительные клики, но ещё и прикроют уязвимость системы.
Так как же определить склик?
Итак, вы наблюдаете резкий рост трафика в рекламной кампании. Чтобы определить, был ли склик, необходимо найти странные закономерности, необычные паттерны поведения.
1. Узнать, откуда клики
Для начала нужно провести детальный разбор, от общего к частному (Рекламная кампания — Группа — Объявление — Ключевое слово), понять, где именно был всплеск. Проверить региональность, позицию, площадку и место клика. Выделение максимально узкого сегмента “склика” поможет дальше в разборе и аналитики ситуации.
2. Органические изменения в рекламе
Вторым этапом необходимо проверить, нет ли естественных причин для скачка — растущей сезонности или автоматически подключившихся площадок в РСЯ. Кроме того рост трафика может быть вызван повышением позиции показа объявлений, например из-за отключившихся конкурентов.
3. Новостные ленты
Рост трафика мог быть спровоцирован какими-то громкими медийными событиями.
4. Показатели в статистике рекламы
Например, необычно высокий CTR входящего трафика. Беспричинное изменение показателей кликабельности — это тревожный звоночек.
Если после детального разбора трафика он всё ещё выглядит подозрительно, пора переходить к следующему этапу.
Анализ через установленные на сайте счётчики
1. Поведенческие факторы
Важная часть проверки на склик — анализ поведенческих факторов. Посмотрите, изменилось ли время посещения вашего сайта, количество просмотренных страниц
2. Технические характеристики посещений
Необычный трафик можно вычислить и по техническим характеристикам кликов, например, много сессий с одной и той же IP-сети, с ПК и разрешением экрана 360 х 720, с непопулярными User-Agent вроде Linux, CentOS, PaleMoon.
3. Необъяснимое поведение
Настороженность должны вызвать и такие явления как повторяющиеся визиты, а также увеличенное число сессий, регион которых не соответствует региону, упоминаемому в запросе.
4. Изменённый тип аудитории
Проверьте, нет ли заметных изменений в половозрастных характеристиках посетителей, а также в их интересах.
Наблюдается скачок показов, а не кликов?
Так тоже периодически бывает, подобные действия называются “накруткой”. Механизм работы накрутки очень похож на работу склика, с той лишь разницей, что целью является не расход бюджета конкурента, а ухудшение показателей качества аккаунта. Проверка на скрутку делается так же, как и на склик, но проверять счётчики на сайте в данном случае не придётся — переходов не будет, а, значит, не будет и данных.
Склик найден. Что делать дальше?
Во-первых, нужно сразу написать в Службу Поддержки, сообщив им максимум известной вам информации. Специалисты проверят всё повторно, и прикроют дыры в защите системы, если они там действительно есть. А клики/показы признают недействительными, они будут удалены из статистики.
Здесь наверняка вы захотите возразить, что рекламные системы спустя рукава относятся к защите, не спешат разбираться и возвращать деньги. Возможно. За все площадки не скажу, но не по наслышке знаю, как это устроено в Яндексе. Каждое подобное обращение тщательнейшим образом проверяется не только опытными специалистами (новичков до подобной аналитики не допускают), но и зачастую программистами сервиса. Яндекс очень внимательно относится к подобным уязвимостям, потому что они — угроза огромной отлаженной системе. Проверка на склик обычно имеет высокий приоритет и обрабатывается оперативно, мы и сами не раз возвращали деньги на аккаунт. Правда, стоит признать, что заявки от агентства рассматриваются быстрее, чем от обычных клиентов.
Во-вторых, пока ждёте ответа, настройте в счётчике выборку по сегменту, где наблюдается склик. Например, “пользователи из Челябинска, 55+, с планшета”. Загрузите сегмент в рекламные кампании и снизьте по нему ставку. Так вы сможете избежать дополнительного расхода, пока ждёте ответа от Службы Поддержки.
Выводы
Не нужно доверять ваши деньги обманщикам и мошенникам. Специалисты, предлагающие “включение в белые списки”, “уникальные методики склика/защиты” — не более чем мошенники. Инвестируйте деньги в собственные рекламные кампании и в повышение их качества, а не в сомнительные услуги.
И будьте бдительны. Настоящий склик — редкое явление, но всё же случиться он может с каждым.